Suzuki Motor Corporation активно развивает современные природоохранные принципы: экологическую осознанность и бережливое потребление, уменьшение выбросов в окружающую среду и переход на «зелёные» источники энергии. Предпосылки к этому закладывались ещё в прошлом веке, когда компания Suzuki в числе первых пришла к ответственной эко-философии.
Интерес к топливной экономичности начал расти в 1970-х гг. Сначала этот интерес был вызван финансовыми причинами, в первую очередь, ростом цен на нефть, однако со временем значимость топливной экономичности начала меняться.
В 1988 г. Программой ООН по окружающей среде была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая отнесла парниковые газы (в частности, углекислый газ) к существенным факторам, способствующим глобальному потеплению. Поскольку уменьшение потребления бензина непосредственно вело к сокращению выбросов углекислого газа, эти результаты привели к усилению общественного внимания к проблеме экологии. Чтобы замедлить глобальное потепление, страны мира, одна за другой, начали ужесточать нормативы топливной экономичности.
Новые строгие требования подтолкнули автопроизводителей внедрять технологии следующего поколения. Так, во второй половине 1990-х гг. в Японии появились первые модели гибридных автомобилей.
Внимание к такого рода разработкам возрастало, и к 2009 г. в рамках экологической повестки и восстановления экономики правительство ввело для «экокаров» налоговые льготы и субсидии. В ответ японские автопроизводители удвоили усилия по разработке экономичных и экологически чистых автомобилей, предложив множество уникальных на тот момент технологий.
В октябре 1998 г. Suzuki выпустила Alto Sc. Благодаря сочетанию лёгкого шасси с двигателем K6A DOHC, работающим на обеднённой смеси, его топливная экономичность составила 3,5 л/100 км в японском общепринятом оценочном цикле запаса хода JC08. Работа на обеднённой смеси – это режим, в котором топливо сжигается с избытком воздуха по сравнению со стандартным соотношением «воздух-топливо» при сжигании бензина (14,7:1). Это позволяет улучшить топливную экономичность и сократить выбросы углекислого газа при малой нагрузке. При работе двигателя в обычных условиях система повышает содержание воздуха в топливовоздушной смеси для сокращения расхода топлива. Если требуется увеличить крутящий момент, система в необходимой мере увеличивает долю топлива в топливовоздушной смеси.
В ходе выпуска модели Alto повышение топливной экономичности продолжалось. Alto l’Epo, выпущенный в октябре 1999 г., сочетал в себе двигатель, работающий на обеднённой смеси, с системой «старт-стоп», что позволило добиться наилучшей топливной экономичности среди всех существующих автомобилей с бензиновым двигателем: 3,34 л/100 км в оценочном цикле запаса хода JC08.
В декабре того же года Suzuki выпустила Alto Eco, топливная экономичность которого в испытательном цикле JC08 достигла 3,31 л/100 км, что вывело его на 1-ое место в сегменте автомобилей с бензиновыми двигателями. Чтобы реализовать такую топливную экономичность, Eco был оснащён целым рядом современных технологий, включая двигатель R06A нового поколения, улучшенный вариатор с демультипликатором и новую систему «старт-стоп» двигателя под названием Idling Stop.
Система Idling Stop автоматически останавливает двигатель при снижении скорости автомобиля до определённого значения. По сравнению с предыдущими версиями новая система устраняет расход топлива в более широком диапазоне условий движения. А именно, система «старт-стоп» срабатывала на скорости 9 км/ч и ниже в автомобиле Alto Eco 2011 г., и на скорости 13 км/ч и ниже в автомобиле Wagon R, выпущенном в сентябре 2012 г.
Таким образом, улучшения в стремлении к повышению топливной экономичности постепенно накапливались и давали доступ к дальнейшему развитию «зелёной» технологии.
В условиях растущей конкуренции среди автопроизводителей за эффективность использования топлива компания Suzuki внедрила систему eNe-CHARGE. В ней высокоэффективный генератор с высокой выходной мощностью применялся для рекуперации энергии при замедлении. Эта энергия была необходима для зарядки специальных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, задействованных в моделях с системой «старт-стоп», и недавно разработанного высокоэффективного литий-ионного аккумулятора.
Система eNe-CHARGE использовала крутящий момент, поступающий от колёс во время замедления, для выработки электроэнергии, которая накапливалась в аккумуляторных батареях. Накопленная энергия расходовалась на питание электрических устройств автомобиля, что значительно уменьшало количество топлива, потребляемого двигателем для выработки электроэнергии. При замедлении - подача топлива отключается, а генератор вырабатывает электроэнергию за счёт энергии вращения колёс, поэтому аккумуляторные батареи заряжаются без использования топлива. А при движении - электроэнергия, сохранённая во время замедления, используется для питания электрических приборов, поэтому генератор вырабатывает только необходимый минимум, и нагрузка на двигатель снижается.
Система eNe-CHARGE вместе с другими системами - Idling Stop (остановка двигателя при снижении скорости автомобиля до определённого значения) и ECO-COOL (уменьшение количества топлива при использовании кондиционера) - получили общее название SUZUKI GREEN Technologies и были реализованы на новом Suzuki Wagon R, который был выпущен в сентябре 2012 г.
В дополнение к комплексу SUZUKI GREEN Technologies, Wagon R был оснащён новым двигателем R06 и стал на 70 кг легче своего предшественника. Это позволило добиться топливной экономичности 3,47 л/100 км в оценочном цикле запаса хода JC08. В декабре 2014 г. новый Suzuki Alto, оснащённый системой eNe-CHARGE и облегчённый на 60 кг, показал топливную экономичность в оценочном цикле JC08 на уровне 2,7 л/100 км.
Экологические технологии нового поколения Suzuki получили широкое признание. В 2013 г. комплексу SUZUKI GREEN Technologies была присуждена награда «Технология года» по версии RJC (Конференции автомобильных исследователей и журналистов Японии).
Дальнейшее развитие системы eNe-CHARGE привело к созданию S-ENE-CHARGE, лёгкой и компактной системы с улучшенной топливной экономичностью. В состав системы входили встроенный стартер-генератор (ISG) и литий-ионный аккумулятор с улучшенными показателями зарядки и выдачи энергии.
Агрегат ISG вырабатывал электроэнергию во время замедления, запускал двигатель в качестве стартера и работал совместно с ДВС в режиме электродвигателя при ускорении. Все эти функции способствовали экономии топлива. При замедлении автомобиля агрегат ISG использует кинетическую энергию для выработки электроэнергии, заряжая свинцово-кислотную аккумуляторную батарею и литий-ионный аккумулятор. Обнаружив во время замедления нажатие тормозной педали, система повышает степень рекуперации. В начале движения или при ускорении расходуется больше всего топлива, поэтому агрегат ISG, работая в режиме электродвигателя, оказывает содействие ДВС. Максимальное время такой работы составляет примерно 30 секунд. Это сокращает расход топлива за счёт снижения нагрузки на двигатель.
Система S-ENE-CHARGE была впервые установлена на модель Suzuki Wagon R в 2014 г., позволив достичь высочайшую топливную экономичность в классе высоких субкомпактных универсалов (3,09 л/100 км в оценочном цикле JC08).
Компактный автомобиль Suzuki Solio, выпущенный в августе 2015 г., был оснащён силовой установкой «мягкий гибрид» с усовершенствованной версией системы S-ENE-CHARGE. Модель показала превосходную топливную экономичность – 3,6 л/100 км в испытательном цикле JC08.
В феврале 2017 г. Suzuki Wagon R 6-го поколения стал первым субкомпактным автомобилем с силовой установкой «мягкий гибрид». В оценочном цикле JC08 автомобиль достиг топливной экономичности 2,99 л/100 км и вышел на первое место в сегменте высоких субкомпактных универсалов.
Первым автомобилем Suzuki, в котором использовалась силовая установка «сильный гибрид», была модель Solio, выпущенная в ноябре 2016 г. Автомобиль сочетал мощное ускорение с лучшей топливной экономичностью в классе компактных высоких универсалов – 3,13 л/100 км в оценочном цикле JC08.
Компания Suzuki разработала собственную «сильную» гибридную систему параллельного типа. Система состояла из двигателя 1.21 DUALJET, мотор-генератора (MGU) и коробки передач с автоматическим переключением (AGS). При движении в обычных условиях система снижала нагрузку на двигатель, работая совместно с ним. При ускорении система увеличивала степень содействия двигателю, обеспечивая плавный набор скорости. При перемещении в «режиме транспортного затора» и при движении с постоянной скоростью примерно до 60 км/ч система могла работать только на электроэнергии.
Сегодня технологии Suzuki в рамках принятой стратегии в области экологии и решения проблем окружающей среды продолжают совершенствоваться. Бренд активно участвует в проектах по переработке отходов, сокращению выбросов CO₂ и добыче биологического газа для создания биотоплива.
Современные автомобили Suzuki также производятся с фокусом на заботу об окружающей среде: модели Vitara и SX4, благодаря турбированному двигателю 1.4Т VVT BOOSTERJET, имеют весьма выгодный расход топлива – всего от 5,2 до 7,9 л на 100 км.
В дополнение, в этом году на выставке Auto Expo 2023 состоялась мировая премьера концепта электромобиля Suzuki eVX – полностью электрического внедорожника, который планируется вывести на рынок уже к 2025 г.